Каким должен быть идеальный сайт?

... или что нужно, чтобы сайт стал эффективным бизнес-инструментом?

Каким должен быть идеальный сайт?Каким должен быть идеальный сайт?Каким должен быть идеальный сайт?

Почему я написал эту статью?

Недобросовестные компании всегда навязывают нам ненужные и дорогие услуги — им это выгодно. Посудите сами, скорее всего вас «раскрутят» на дорогую систему управления сайтом (CMS), якобы «эксклюзивный дизайн», не к месту вставленные онлайн-калькуляторы и еще бог весть что, превращая сайт из бизнес-инструмента в малоэффективную «кашу» из ненужных сервисов.

Я не хочу в триста сорок шестой раз объяснять, почему веб-сайт так важен для вашего бизнеса. Вы и так почти всегда это знаете. Честно говоря, мне самому надоело читать «рассуждательные статьи» или «книги одной идеи» (например, «делайте все просто!», «не заставляйте меня думать»). Хочется читать статьи предметные, «без воды», в которых сразу видна суть. Например, вместо пространной статьи о том что нужно предусмотреть перед заказом ремонта, любому разумному человеку гораздо полезнее иметь 30 пунктов для беседы со строителями: «предусмотрены ли дополнительные розетки», «проверено ли, что режимов освещения может быть три: тусклый, средний, яркий», «предусмотрена ли установка кондиционера» и т.д. Такие списки требований сложно назвать «развлекательными» — они максимально полезны, быстры в использовании и эффективны.

Может, именно поэтому прикладные журналы становятся все более популярными, а сайты «how to...» (например, www.ehow.com) бьют все рекорды посещаемости.

Поскольку компактного руководства ни у кого нет, то каждый раз изобретается велосипед

Обращаясь к веб-разработчику, клиенты часто указывают в техническом задании (или брифе) требования, которые считаются в профессиональной среде само собой разумеющимися. Например, «сайт должен корректно отображаться в браузерах с разрешением 1024 на 768» или «навигация должна быть удобной и понятной».

При этом самые полезные и интересные пожелания (например, объяснения конкурентных отличий сайта) не упоминаются. С чем это связано?

  • Во-первых, с недостатком хорошо структурированных предметных знаний.
  • А во-вторых, что греха таить, и с политикой самих веб-разработчиков, часто скрывающих от клиентов реальную полезность различных функциональностей или элементов интерфейса (например, вам когда-нибудь говорили о вреде архива новостей?).

Кроме того, разработчики все время находятся в моральной дилемме: что легче — сделать, как сказали, или спросить и предлагать? И коммерчески правильный ответ далеко не всегда обнаруживается в плоскости объяснений и инициатив.

Инфраструктура, а не новация

За десять лет на наших глазах сайт превратился из непонятного «нечто» во вполне мейнстримовую, инфраструктурную единицу, зашитую в общую коммуникационную среду компании, управляемую маркетингом.

Эффект коммодитизации (превращения в обыденность) коснулся веб-сайтов в полной мере. Их разработка больше не является искусством избранных. Теперь это стало уделом хороших ремесленников.

И ничего обидного в этом для отрасли нет. Сейчас мы делаем такие же важные и необходимые вещи, как поставка электричества, а не художественные творения для музеев в количестве одного экземпляра... Ну хорошо, пока наша сфера деятельности не так критична и жизненно необходима (как некоторым кажется). Но представьте, что произойдет, если не будет работать сайт Олимпийских игр?

Корпоративный сайт обычно не интересен, на него редко заходят, чтобы в удовольствие почитать статьи или полюбоваться на картинки (исключение составляют сайты по продаже элитного женского белья и купальников). На обычные корпоративные сайты заглядывают только по необходимости: быстро выбрать товар, получить ответ на свой вопрос, скачать драйвер или спецификацию, написать запрос или отправить резюме.

Почти всегда корпоративные сайты тенденциозны, довольно лживы, неактуальны и недружественны. Например, где пользователи спрашивают о том, как установить новый драйвер? На сайте компании производителя или в общем форуме, посвященном программному обеспечению? Конечно, на форуме, где разъяснения можно получить через 5-10 минут, а от официальных представителей компании их приходится ждать 3-4 дня. И пользователи уходят с корпоративных сайтов с неприятным осадком в душе. Как это изменить? Только приводя сам сайт и всю систему его поддержки в полный порядок.

Оформление веб-сайта как витрины супермаркета

Однажды, прочитав очередную книгу о мерчандайзинге (мерчандайзинг — выкладка товара), я понял, что разработка сайта — это нечто очень близкое к тому что делает мерчандайзер. Например, мерчандайзеры хорошо знают, что достаточно поставить товар не на вторую — самую коммерчески привлекательную полку, а на первую или третью — и продажи уменьшатся на 60%. На сайте то же самое! Разместите текст в неудачном месте экрана — и количество его читателей упадет в два раза.

Что значит «требуйте от сайта большего»?

Стоимость приведения сайта в порядок обычно ровняется количеству требуемых часов на реализацию доработок, умноженному на почасовую ставку (внешнюю — от 400 до 2000 рублей в час — или внутреннюю, кстати, примерно такую же!)

Корпоративный сайт практически невозможно сделать максимально удачным с первой попытки.

Но, увы! Даже полный пересмотр сайта — это только самое начало пути. Дойдя до первого финала, вы обязательно обнаружите, что необходимо начинать все с исходной точки. И так постоянно. Ведь даже компании, которые занимаются ТОЛЬКО своим сайтом (например, www.yahoo.com), осуществляют его полный пересмотр и редизайн раз в один — три года. К счастью средний корпоративный сайт можно избавить от 90% недостатков примерно за год напряженной работы.

Почему нельзя реализовать все рекомендации по созданию и разработке сайтов?

Помешать выполнению требований и рекомендаций по созданию идеального корпоративного сайта могут (и обязательно помешают) следующие обстоятельства:

  • недостаток ресурсов на разработку и поддержку;
  • формальные требования грамотного веб-дизайна могут входить в противоречия с вашими бизнес-задачами, особенностями продуктов или клиентов. Очевидно, что при этом приоритет должен отдаваться бизнес-задачам (при полном понимании того, что вы осознанно нарушаете отработанные правила и рекомендации);
  • современный маркетинг требует ярких отличий, инноваций, «фишек», которые по определению не могут входить в стандартные планы. Вы обязаны отличаться от конкурентов, что невозможно при стопроцентной "игре по правилам" (пусть даже самым рациональным);
  • отдельные требования являются взаимоисключающими и не могут быть реализованы одновременно. Например, люди и поисковые роботы "хотят" от веб-сайта совершенно разного. Нужно знать и понимать эти парадоксы, нюансы и условности.
  • невозможность достижения компромисса между требованиями различных заинтересованных сторон. Работа над сайтом — это всегда командный процесс, требующий участия множества специалистов, выступающих в роли заказчиков и исполнителей. Взаимопонимание между ними достигается далеко не всегда, что приводит к реализации неоптимальных решений. Мы живем в эпоху сингулярности, когда не возможны никакие прогнозы! Возможно, уже через пару недель после написания этой статьи сеть захлестнет волна инноваций, которые сделают многие рекомендации бессмысленными и банальными.

Эти и другие причины влияют на «жизнь» сайта в целом: как на этапе его создания, так и при последующей поддержке. К сожалению довольно часто это превращает сайт из бизнес-инструмента в малоэффективную «кашу» из ненужных сервисов, озарений и амбиций "совета директоров".

Пример из жизни

Из практики. Крупная оптовая компания «Н», торгующая мясом и морепродуктами в России заказала сайт в компании «P». Сайт стоил весьма внушительно, но у него были серьезные проблемы:

  • Его было трудно обновлять (около 1000 позиций вручную иногда несколько раз в месяц)
  • Его не посещали клиенты, — сообщала безжалостная статистика.

Компания «Н» была недовольна своим сайтом, а разработчик (компания «P») требовал еще больше денег непонятно за что.

Разработчик выполнил сайт в виде интернет-магазина с системой заказа мороженного мяса онлайн. Причем для зарегистрированных пользователей сайт показывал оптовые цены а для незарегистрированных – розничные.

— Зачем же так усложнять?

Разработчик сайта воспользовался незнанием руководства компания «Н» ситуации в интернете и технологиями использования сайта как рабочего инструмента с точки зрения маркетинга. Ведь, интернет требует нового взгляда на бизнес СМИ.

Разработчик хотел продавать дорогие сайты, а не развивать бизнес клиента в интернете, привлекать новых покупателей, и в итоге, увеличивать прибыль, которую должен приносить сайт своему владельцу.

К сожалению, сейчас такой подход встречается на каждом шагу, т.к. выгоден и не требует больших затрат. Этот подход в корне ошибочен. Но, рано или поздно, обман обнаружат. Ни одной регистрации на сайте компании «Н» и ни одного заказа за целый год не было!

Разработчик, также, обещал заказчику (компании «Н») интеграцию с 1С Бухгалтерией для обновления цен на сайте. Разработчик продавал CMS «Битрикс» - это ему выгодно. (CMS — система управления содержанием сайта). Но «Битрикс» автоматически интегрируется только с 1С8, а в компании «Н» стояла 1С7.7. Разработчик долго отмалчивался, и наконец, отказался делать интеграцию за любые деньги.

Было решено разорвать контракт с разработчиком, что оказалось нелегко.

Устав от мучений и больших необоснованных затрат, компания «Н» обратилась ко мне. Я перенес сайт на новый сервер и занялися изучением рабочего процесса компании.

Оказалось, что многие покупатели фирмы даже и не знают о «супер-крутом» сайте. Другие клиенты знали. Им даже сообщили специальный пароль для просмотра специальных цен и онлайн-заказа продукции. Но они все же предпочитали звонить по телефону, делая заказ. Или просили выслать прайс по почте. "Так проще и быстрее", - объясняли они.

Работа крупно-оптовых компаний, торгующих мясом и рыбой специфична. Клиенты привыкли работать с прайс-листами. Естественно, никто из клиентов не хотел разбираться в «супер-сайте». К тому же половина из клиентов — это магазины и рынки без компьютеров.

Критика клиентов была такова:

  • Отсутствие прайс-листа.
  • Несвоевременное обновление цен (их просто не успевали обновлять вручную).
  • Каталог товаров без цен! (на главной помещались некоторые позиции каталога без цен).

Все вышеперечисленное означает, что компания «Н» теряла деньги из-за сложностей с поддержкой веб-сайта и его непродуманным содержанием. Разделы сайта «Новости» и «Рецепты», вероятно сделанные для поисковой оптимизации, посетители не читали вообще. И они только мешали этой самой оптимизации. Это, все же, не кулинарный сайт.

В результате проделанной работы, на сайте был размещен прайс-лист. На «главной» было предложено сделать несколько ярких баннеров, сообщающих тем, кто пришел скачать прайс-лист об акциях и распродажах. Так как статистика говорила, что в основном клиенты заходят скачать прайс-лист, и реже — уточнить контакты или схему проезда.

Компания «Н» удивилась, что сайт можно было сделать в несколько раз дешевле, и даже без «Битрикс».

Итак, что нужно чтобы сайт не превратился из бизнес-инструмента в малоэффективную «кашу»

  • Соответствие сайта методам работы вашей компании.
  • Удобство использования, простота и доступность размещения информации.
  • Полный порядок в системе поддержки сайта.
  • Простое регулярное обновление информации сайта обычными сотрудниками компании.

Этот список, конечно, не является исчерпывающим. Наличие сайта как такового, может не принести ожидаемого эффекта в виде роста заявок или потенциальных клиентов. Даже вслучае, если сайт активно продвигается в поисковых системах. Цель хорошего веб-сайта — не только в наполнении сайта целевой аудиторией, заметном росте заявок и наборе инструкций для веб-администратора. Наличие качественного сайта с продуманным интерфейсом и запоминающимся дизайном позволит вам выделиться среди конкурентов. Часто именно сайт создает первое впечатление о компании.

 

 

Статья подготовлена с использованием материалов книги Романа Овчинникова и Сергея Сухова «Корпоративный веб-сайт на 100%».

  • Поделиться
  • Комментировать
Пожалуйста, введите свое имя
Неправильный адрес электронной почтыПожалуйста, введите адрес электронной почты
Комментарий не может быть пустым Минимальное число символов 10 Максимальное число символов 2000
Акция!

Поддержка cookie отключена в вашем браузере! Пожалуйста, включите cookie для корректной работы сайта, или обратитесь за помощью к системному администратору.